Стили восточного танца

== SAIDI == 

САИДИ 

РИТМ САИДИ  

Саиди – это стиль народного танца с тростью. Танец пришёл из Южного Египта – региона под названием Саид или Верхний Египет, между Gizeh и Edfu. Обычно танец Saidi – живой, энергичный. 

Традиционно в этой местности мужчины носили с собой длинные палки из бамбука, которые использовали в качестве оружия. Постепенно сложился особый фольклорный танец с тростью

Музыка. Ритм 4/4, известный как Saidi ритм. 

Saidi музыка обычно играется на традиционных инструментах, таких как: Rababa, Mizmar (рожок, который испускает долгие, протяжные звуки) и различных ударных инструментах типа dumbek и tabla beledi

Описание танца

Исполнитель может танцевать с одной или двумя палками, сделанными в оригинале из бамбука. Есть два типа Saidi с палками: Raks al Assaya (дословно «танец с тростью») и Tahtib. Tahtib исполняется двумя мужчинами и изображает танец-сражение с демонстрацией навыка владения оружием. Raks al Assaya исполняется мужчинами и женщинами, и может похвастаться большим количеством трюков, показывающих навык владения тростью. Женская версия танца, конечно, намного более женственна и изящна, танец более лёгкий и игривый. Самые эффектные моменты – это, конечно, балансировка трости на груди, голове или бедре во время танца. 

Стиль Саиди можно танцевать и без трости. Главное – использование характерного ритма, музыки и движений. Движения энергичные, много подскоков, различных проходок. Характерное движение рук – одна возле головы, вторая – вытянута перед собой на уровне головы. 

Костюм. Традиционный мужской костюм состоит из длинных штанов, двух галабей с широкими рукавами и круглым вырезом и длинного шарфа вокруг головы. Женщины носят платье Beledi с поясом или шарфом вокруг бедер и платок на голове.

САИДИ.SAIDI.


Из материалов статьи: "Вы не можете контролировать искусство" - Махмуд Реда, 31 июля 2006 

МУЖЧИНЫ-САИДЫ И ПАЛКИ

 
По традиции мужчина-саид носит с собой большую палку. Ее длина равна росту мужчины. Когда он выходит работать в поле, палка используется в качестве орудия самообороны против волков и других хищников. А если необходимо сразиться с другим человеком, ударом этой палки можно даже убить. 

С течением времени возникло боевое искусство tahtib (тахтиб), в основе которого лежат приемы и навыки владения этой палкой. Это боевое искусство превратилось в игру, в которой мужчины соревнуются друг с другом по определённым правилами. Традиционная музыка звучит как фон для упражнений в этом воинском искусстве. Со временем в мужском фольклорном танце стала использоваться более легкая и меньшая по размерам палка, а хореография танца базируется на движениях боевого искусства. 

ЖЕНСКИЙ ТАНЕЦ С ПАЛКОЙ

 
Женский танец с палкой берет свое начало от мужского танца. Женщины в танце подражали движениям мужчин, но в свойственной им более женственной манере. 

Труппа Реды никогда не исполняла женский танец с тростью в своих постановках. Реда объяснял это так: "Женский танец - это имитация мужского танца. В труппе Реда есть достаточное количество мужчин, чтобы исполнить этот танец, так почему бы их не использовать?" Недавно в труппе Реды все-таки стали исполнять и женский вариант танца с тростью, но только в тех случаях, когда это требуется по сюжету. Например, Реда поставил хореографию, которая начинается с того, что группа мужчин танцует с тростями. Потом на сцене появляются женщины и отнимают трости у мужчин. Женщины кокетничают, танцуя с тростями, чтобы владельцы пытались отобрать их обратно. 

СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ТАНЦА С ТРОСТЬЮ 

Для мужского танца с тростью 
-Мужчина-саид с тростью не танцует с женщиной. 
-Обращайтесь с палкой как с партнером по танцу. Не стучите палкой по полу. 
-Двигайтесь медленно, неторопливо. 
-Некоторые мужчины танцуют с двумя тростями и даже с четырьмя. Реда предостерегает против этого: "Это не танец, это акробатика и жонглирование. Это другое искусство, не танец. Трость здесь не партнёр" 

Для мужчин и женщин 
-Выступление должно рассказывать о танце, не о трости. 
-Не делайте танец похожим на цирк. 

Для женщин 
-Женский танец является подражанием мужчинам. 
-Женщины используют меньшую палку. 
-Если женщины используют трость в ориентале, они должны изменить костюм, сделав его более фольклорным, прежде чем взять палку. 
-Для женщин вращение трости - неотъемлемая часть танца. 
-Балансирование трости на груди неприемлемо. Это унизительно. 

МУЗЫКА САИДИ 
Используется характерный музыкальный ритм в соответствии с танцем саиди и культурой. На табле звучит как дум тек, дум дум, тек. Традиционные музыкальные инструменты для музыки Саиди - это мизмар (похож на гобой), ребаба (струнный инструмент, на котором играют смычком), и большой тяжелый барабан, который носят на перевязи на шее и на нем играют палочками.

Пояснения Махмуда Редды на МК в Москве в феврале 2008года:

Все балансировки тростью - на плече, голове, кисти - не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их, по словам Реды, изобрели уже эстрадные танцовщицы, поэтому он относит эти элементы к ракс аль асайя. В постановке сугубо традиционного саиди они нежелательны, поскольку вносят момент стилизации. Точно так же к эстрадному шоу, а не к фольклору, он относит танец мужчин с двумя тростями. 
Кроме того, мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам - ведь обувь в народной египетской культуре была - и остается - предметом гордости. А вот женщины, по словам Реды, в саиди не должны отрывать носки от земли и совершать мощные прыжки - они исполняют этот танец традиционно в более расслабленной и тяжелой манере, чем мужчины. Иными словами, прыгать им лениво  , поэтому они вместо прыжков используют акценты на пятки. 
Манера исполнения женского саиди игрива и весела, мужского - воинственна и собрана. 

Мадам Фарида Фахми уделяла больше внимания обращению с тростью. По ее словам, любое "елозенье" тростью по животу, груди, бокам воспринимается арабами как непристойность - асайя в этом случае превращается в фаллический символ, а весь танец танцовщицы - фактически в "имитацию полового акта" (слова мадам Фахми). В фольклоре это недопустимо. В принципе на сцене тоже, но Фарида констатировала, что, к сожалению, сейчас танцовщицы ракс аль асайя забывают о приличиях все чаще. Поэтому в фольклорном саиди никаких балансов на груди, на бедре, на животе, между грудями (как это тоже можно видеть) нельзя допускать. Трость должна быть на достойном расстоянии от тела. 
Еще Фарида Фахми рассказала, что не стоит в дуэтах использовать популярный баланс "живот в живот", когда трость упирается в животы танцовщиц, стоящих друг против друга - это воспринимается в арабской культуре как порнография, а вовсе не как удачный трюк... 
И еще Махмуд Реда и Фарида Фахми сказали, что самое срашное в танце - это уронить трость: это все равно, что с танцора упали трусы, поэтому они посоветовали много репетировать, прежде чем выходить на сцену с асайей. 
Если женщина берет для танца не асайю, а тахтиб - это уж точно сценическое шоу и к фольклору не имеет отношения. 
В фольклорном саиди почти нет трясок. "Шимми", как называет тряски Фарида Фахми,вообще, в египетском фольклоре традиционно не используются - ведь фольклорные танцы это публичные танцы народных праздников, а на людях приличная женщина из народа никогда не станет трясти бедрами. Даже грудная тряска исполняется не грудью, а плечами, размеренно и без "колыхания". 
правда, в постановке, которую давал Махмуд Реда, была тряска, но очень короткая, всего на два счета. 
Диафрагмальная тряска вообще не используется в саиди. 
Вообще Фарида Фахми говорит, что в фольклоре следует избегать синтеза разных движений в одном. иными словами, будьте проще и в технике и в хореографии, без сценических наворотов - тогда это будет фольклор. все движения шире и размереннее, чем в классическом ракс шарки, больше на стопе, чем на полупальцах. 

Мо Геддави на мастер-классе по саиди (Оазис, 2008) говорил, что манера женского саиди - это манера жизнерадостной молодой девушки, даже если исполнительнице далеко за 50. 

Источник


 

Raks El Assaya